Футболки из разных стран
Как появилась футболка или T-shirt
Название «T-shirt» или «Т-сорочка» футболка получила благодаря своему силуэту – в виде буквы «Т».
Футболки появились в США во второй половине 19 века из так называемого «union suit» - нижнего белья в виде цельнокроеного комбинезона. В те времена такие комбинезоны шили из фланели. Комбинезон разделили на две части – верхнюю и нижнюю, сделав верхнюю часть достаточной по длине, чтобы ее можно было заправить в нижнюю часть бывшего комбинезона.
Верхнюю часть или Т-shirt, с пуговицами или без, стали использовать в качестве одежды для шахтеров и портовых грузчиков. Для рабочих, с которых «стекает семь потов» эта одежда была идеальной.
T-shirts без пуговиц приобрели популярность в США во время испано-американской войны в конце 19 века. Тогда для военно-морских сил США были выпущены T-shirts без пуговиц, белого цвета с короткими рукавами, которые предназначались к носке в качестве нижнего белья под униформу.
Среди матросов и морских пехотинцев, служивших на первых подводных лодках, в тропическом климате, очень быстро стало популярным снимать верхнюю часть униформы, оставаясь одетыми только в нижнюю часть, т.е. в T-shirts. Кроме удобства, это позволяло экономить ресурсы на стирке, т.к. пачкалась только половина одежды. Есть версия, что они «подсмотрели» эту возможность, наблюдая за докерами в портах.
T-shirts стали быстро распространяться среди рабочих как на промышленных предприятиях, так и в сельском хозяйстве. Благодаря простой форме, легкой стирке и невысокой стоимости T-shirts стали популярны в качестве одежды для мальчиков-подростков. Теперь футболки стали разноцветными с различными рисунками.
Во времена Великой Депрессии T-shirts стали основной одеждой работников ранчо и ферм, когда, с одной стороны, правила приличия призывали прикрыть торс, а с другой - погодные условия не позволяли носить ничего, кроме легкой одежды.
После Второй Мировой войны было привычным видеть на улицах ветеранов в форменных брюках и в футболках, а после выхода в прокат в 1951 году фильма Элиа Казана «Трамвай «Желание»» по пьесе Т.Уильямса с Марлоном Брандо, облаченным в футболку, в главной роли, футболка окончательно получила статус самостоятельной модной верхней одежды.
С конца 60-х годов футболка постепенно становится предметом современного искусства и частью поп-культуры. Появляются авторские футболки известных дизайнеров, футболки с политическими карикатурами, футболки протеста. Многие футболки, которые появились впервые в 70-е годы прошлого столетия, популярны до сих пор, например, футболки со «смайликами», с логотипом Роллинг Стоунз в виде губ с языком или с символикой «I LOVE NY».
Простота фасона и дешевизна футболок обеспечила следующий шаг в их развитии. Футболки стали распространены в рекламе, в качестве сувенира, в искусстве протеста, для самовыражения – благодаря использованию различных комбинаций слоганов, картинок, фотографий и т.д.
После этого футболка стала претерпевать изменения в фасонах. Изначально она имела прямой силуэт. В 90-е годы прошлого столетия стали популярны обтягивающие футболки, особенно среди женщин. Появились различные варианты футболок без рукавов, топы на бретельках, «хип-хоп», свисающие ниже колен. Футболки популярны как многослойная одежда, когда комбинируются футболки с длинными, короткими рукавами или без рукавов с вырезами различной формы.
Как футболка стала сувениром
В начале 50-х годов прошлого века несколько компаний в Майами (Флорида) начали украшать простые футболки названиями популярных курортов и различными изображениями. Первой компанией, получившей лицензию на использование героев Уолта Диснея на своих изделиях, была Тропикс Тогс (Tropix Togs), основанная Сэмом Кантором в Майами. Позже другие компании также расширились и занялись бизнесом по печати изображений на футболках. Одной из таких компаний стала Sherry Manufacturing Company, основанная в 1948 как компания по производству шарфов с изображениями методом шелкографии. Основатель и владелец Кинтон Сэндлер подхватил идею печати изображений на футболках, и вскоре его компания стала крупнейшим поставщиком таких изображений для многих компаний – производителей одежды в США.
В 1959 году были изобретены пластизоловые краски, стойкие, впитывающиеся в ткань. Такие краски позволяли создавать разнообразные дизайны изображений для футболок, и обладали свойством тягучести, поэтому рисунки и надписи, сделанные с их помощью, не препятствовали растяжению трикотажного материала футболки.
В 60-е годы появились футболки с контрастной окантовкой по рукавам и горловине и сразу же стали сверхпопулярными среди рок-н-ролльной молодежи. Популярными среди хиппи стали футболки с узорами в стиле «тай-дай» - дословно «завяжи и покрась». Искусство подобных узоров уходит корнями в глубокое прошлое многих народов. В 60-70 годы для таких футболок обычно использовались яркие, чистые, жизнерадостные оттенки.
Основанная в конце 60-х годов в Калифорнии Монстер Кампани разрабатывала различные дизайны для футболок, в частности эмблемы и мотивы, связанные с культурой мариуханы и творчеством группы The Grateful Dead. Также в те годы наиболее популярными символами для организации политических беспорядков были футболки с изображениями Маркса и Че Гевары.
Наиболее распространенным способом нанесения изображений в производстве футболок была шелкография. Изображение было разделено на отдельные цвета, и краска наносились через специальные трафареты, которые ограничивали область, по которой она могла растекаться. Сложность состояла в создании оттенков, так как число отдельных цветов было ограниченно. Многие компании отказались от красок на водной основе и использовали пластизоловые краски, которые решали эту проблему.
Другими методами декорирования, используемыми для футболок, было нанесение краски распылением, аппликация, вышивка, термопечать, сублимация. В 80-е годы прошлого века использовали термохроматические рисунки, которые меняли цвет в зависимости от температуры. В конце 80-х такие майки были очень популярны среди американских тинэйджеров. Тогда же начался расцвет футболок как средства самовыражения носителя.
Футболки с изображениями, выполненными методом шелкографии, стали маркетинговым стандартом крупных потребительских корпораций, таких как, например, Кока-Кола, с 1970-х. Но уже двадцать лет спустя это стало общей практикой как для крупных, так и для небольших компаний – производить рекламные футболки с корпоративной символикой.
В 1990-х годах вошли в моду футболки с логотипами известных брендов. Такая одежда давала возможность потребителям щеголять в дизайнерской одежде, не неся при этом существенных затрат. Примерами таких брендов и сегодня являются Calvin Klein, FUBU, Ralph Lauren, The GAP.
Весьма популярными стали также т.н. лицензионные футболки с изображениями логотипов фильмов и телешоу, актеров, героев и крылатых фраз. Зачастую становились популярными футболки, которые носили герои фильном, например Бубба Гамп из известной картины Форрест Гамп.
Первым дизайнером, придумавшим футболки с крупно напечатанными слоганами, стала англичанка Катарина Хамнетт. Популярность ей принесли т.н. политические T-shirts с надписями протеста против действия властей, например «58% Don’t Want Pershing». Началось массовое производство футболок с надписями.
В начале первого десятилетия 21 века ознаменовалась возобновлением потребительского интереса к шутливым и ироничным слоганам и изображениям на футболках. Этот тренд с подачи звезд, таких как Бритни Спирс и Пэрис Хилтон, был подхвачен остальными. Фразы на политические и социальные темы, написанные на футболках, стали одной из причин широкого распространения футболок в различных слоях культуры и общества. Выражения также могли быть обидными, шокирующими или порнографическими для некоторых людей. Многие организации - магазины, вебсайты, школы и т.д, подхватили этот тренд - создание забавных слоганов!
Популярной среди туристов фразой спереди на футболке стала фраза « Мои родители ездили в Лондон, и все что я получил – была эту тупая футболка». Также существует традиция обмениваться ношеными футболками. Некоторые картинки на футболках к этому и призывают: «Обменяй меня!».
Одежда футболистов или футболки
В СССР футболки появились в 60-х годах прошлого века именно как часть экипировки футболистов.
С середины 1990-х с началом коммерциализации футбола резко возросла популярность футболок – точных копий одежды футболистов. С развитием индустрии рекламы в середине 20 века на футболках стали появляться спонсорские логотипы, и такие точные копии стали доступными для фанатов и прочих потребителей. Этот бизнес стал приносить хорошую выручку футбольным клубам.
В 1970-х одежду футболистов стали делать из тонкого полиэстра, хотя до этого использовали обычно футболки из плотного хлопка.
В Англии несколько клубов обвинили в удержании высоких фиксированных цен на подобные сувениры и Манчестер Юнайтед был оштрафован в 2003 году. Высокие цены на футболки и тот факт, что каждый год для клубов выпускаются футболки обновленных дизайнов, стали предметом насмешек футбольных фанатов, но многие из них до сих пор считают необходимым носить футболки в стиле своих любимых клубов. На черно-белые полосатые и белые с красным футболки клубов Манчестер Юнайтед и Ньюкасл Юнайтед, до сих пор удерживается высокий уровень спроса среди фанатов. Высокие цены также привели к тому, что многие фанаты стали покупать поддельные футболки, которые ввозятся в Англию из Таиланда, Малайзии и Китая. Многие продавцы на eBay ставят отметку о том, что продаваемые ими футболки являются подлинными.
Мировой рекорд по надеванию футболок установил в 2007 году американец Ник Умбс. Он надел одновременно 183 футболки от размера S до раземра 10XL, процесс надевания длился шесть часов. Рекорд был зафиксирован в шоу «Это правда?» на телеканале Дискавери.